Preview

Российский вестник перинатологии и педиатрии

Расширенный поиск

Роль участкового педиатра в ранней диагностике нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-129-134

Полный текст:

Аннотация

Речь и язык – важнейшие средства коммуникации ребенка с окружающим миром. В настоящее время в Российской Федерации нет достоверных данных о распространенности нарушений речи и языка у детей. По данным зарубежных авторов, в популяции детей дошкольного возраста расстройства речи диагностируются в 3,4–6,4%, а языка – в 8–10% случаев. Раннее выявление причин нарушений развития речи и языка у детей представляет сложную междисциплинарную проблему. Нами разработан алгоритм диагностики нарушений развития речи и языка у детей дошкольного возраста, где ведущая роль принадлежит участковому педиатру. Именно он может оценить скорость развития речевых навыков ребенка, исходя из возрастных норм, проанализировать данные анамнеза, факторы риска, осуществить физикальное обследование ребенка, разработать индивидуальную программу проведения основных лабораторно-инструментальных исследований и привлечь для консультации профильных специалистов. Важным является динамическое наблюдение этой категории детей.

Об авторах

С. Я. Волгина
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Волгина Светлана Яковлевна – д.м.н., проф. кафедры госпитальной педиатрии

420012 Казань, ул. Бутлерова, д. 49



А. Р. Ахметова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Ахметова Амина Равилевна – студент VI курса

420012 Казань, ул. Бутлерова, д. 49



Е. А. Николаева
ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. академика Ю. Е. Вельтищева» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова
Россия

Николаева Екатерина Александровна – д.м.н., рук. отдела клинической генетики

125412 Москва, ул. Талдомская, д. 2



Р. Г. Гамирова
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Гамирова Римма Габдульбаровна – к.м.н., доц. кафедры фундаментальных основ клинической медицины, ст. науч. сотр. Научно-исследовательской лаборатории клинической лингвистики

420008 Казань, ул. Кремлевская, д. 18



Н. А. Соловьева
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Соловьева Наиля Анасовна – к.м.н., доц. кафедры госпитальной педиатрии

420012 Казань, ул. Бутлерова, д. 49



Список литературы

1. АсмоловаГ.А.,ЗаваденкоА.Н.,ЗаваденкоН.Н.,КозловаЕ.В., МедведевМ.И.,РогаткинС.О. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации. Москва, 2015 https://www.vodkb.ru/wp-content/uploads/pages/documents/klin-recomend/rannyaya-diagnostika-narusheniya-razvitiya-rechi.pdf

2. Feldman H.M. How Young Children Learn Language and Speech. Pediatr Rev 2019; 40(8): 399–407. DOI: 10.1542/pir.2017-0325

3. Bishop D.V.M., Snowling M.J., Thompson P.A., Greenhalgh T. andtheCATALISE-2consortium. Phase 2 of CATALISE: a multinational and multidisciplinary Delphi consensus study of problems with language development: Terminology. J Child Psychol Psychiatr 2017; 5: 2484v2. DOI: 10.7287/peerj.preprints.2484v2

4. Шкловский В.М., Шипкова К.М., Милехина А.В., Черемин Р.А., Серебровская О.В., Аханькова Т.Е. и др. Специфические расстройства развития речи у детей. Клинические рекомендации. Российское общество психиатров. Москва, 2019. https://psychiatr.ru/download/4314?view=1&name=06_1229.pdf

5. Поливара З.В., Стрельцова М.А., Марченко Л.А. Анализ выявляемости речевой патологии среди детского населения г. Тюмени за период 2008–2018 гг. Синергия наук 2018; 30: 1874–1879

6. Бенилова С.Ю. Детский аутизм и системные нарушения речи: особенности и принципы дифференциальной диагностики. Специальное образование 2017; 3: 44–58.

7. Eadie P., Morgan A., Ukoumunne O.C., Eecen T.K., Wake M., Reilly S. Speech sound disorder at 4 years: prevalence, comorbidities, and predictors in a community cohort of children. Dev Med Child Neurol 2015; 57(6): 578–584. DOI: 10.1111/dmcn.12635

8. Norbury C. F., Gooch D., Wray C., Baird G., Charman T., Simonoff E. et al. The impact of nonverbal ability on prevalence and clinical presentation of language disorder: evidence from a population study. J Child Psychol Psychiatr 2016; 57(11): 1247–1257. DOI: 10.1111/jcpp.12573

9. Collisson B.A., Graham S.A., Preston J.L., Rose M.S., McDonaldS., Tough S. Risk and Protective Factors for Late Talking: An Epidemiologic Investigation. J Pediatr 2016; 172:168–174. DOI: 10.1016/j.jpeds.2016.02.020

10. Saeed H., Abdulaziz B., Al-Daboon S.J. Prevalence and Risk Factors of Primary Speech and Language Delay in Children Less than Seven Years of Age. J Community Med Health Educ 2018; 8(2): 608 DOI: 10.4172/2161-0711.1000608

11. Македонская О.А., Елиневская М.Ю., Семейкина К.С. Проблема классификации нарушений речи в аспекте написания логопедического заключения. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 2019;6(2): 75–81.

12. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. 5-е изд. М.: Владос, 2009; 703.

13. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: МЕДпресс-информ, 2010; 608.

14. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5™). https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596

15. Misirliyan S.S., Huynh A.P. Development Milestones. In: StatPearls. StatPearls Publishing, Treasure Island (FL); 2020; 326

16. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», с изменениями и дополнениями от 19 ноября 2020 г.

17. Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Тяпкова Н.А. Клинико-психологические подходы к профилактике психических расстройств раннего детского возраста. Психиатрия 2015; 3: 22–27.

18. HymanS.L.,LevyS.E.,MyersS.M.andCouncilonChildrenwith Disabilities,SectiononDevelopmentalandBehavioralPediatrics. Identification, Evaluation, and Management of Children With Autism Spectrum Disorder. Pediatrics 2020; 145(1): e20193447. DOI: 10.1542/peds.2019-3447

19. Beaulieu-Poulin C., Simard M.N., Babakissa H., Lefebvre F., Luu T.M. Validity of the language development survey in infants born preterm. Early Hum Dev 2016; 98: 11–6. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2016.06.003

20. Mithyantha R., Kneen R., McCann E., Gladstone M. Current evidence-based recommendations on investigating children with global developmental delay. Arch Dis Child 2017; 102(11): 1071–1076. DOI: 10.1136/archdischild-2016-311271

21. Wooles N., Swann J., Hoskison E. Speech and language delay in children: a case to learn from. Br J Gen Pract 2018; 68(666): 47–48. DOI: 10.3399/bjgp17X694373

22. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Русский журнал детской неврологии 2017; 1: 56–62.

23. Kim, S.W., Jeon, H.R., Jung, H.J., Kim J.A., Song J.E., Kim J. Clinical Characteristics of Developmentally Delayed Children based on Interdisciplinary Evaluation. Sci Rep 2020; 10: 8148. DOI: 10.1038/s41598-020-64875-8

24. Fekonja L., Wang Z., Bährend I., Rosenstock T., Rösler J., Wallmeroth L. et al. Manual for clinical language tractography. Acta Neurochir (Wien) 2019; 161(6): 1125–1137. DOI: 10.1007/s00701-019-03899-0


Рецензия

Для цитирования:


Волгина С.Я., Ахметова А.Р., Николаева Е.А., Гамирова Р.Г., Соловьева Н.А. Роль участкового педиатра в ранней диагностике нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66(4):129-134. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-129-134

For citation:


Volgina S.Y., Ahmetova A.R., Nikolaeva E.A., Gamirova R.G., Solovyeva N.A. The role of the district pediatrician in the early diagnosis of speech developmental disorders in preschool children. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2021;66(4):129-134. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-129-134

Просмотров: 199


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-4065 (Print)
ISSN 2500-2228 (Online)