Preview

Российский вестник перинатологии и педиатрии

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Особенности когнитивного и социокоммуникативного развития детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в возрасте 24–36 мес жизни. Темпы развития или патология?

https://doi.org/10.21508/1027-4065-2023-68-4-39-XX

Аннотация

   В статье представлены к обсуждению данные об особенностях прироста психомоторных навыков и, в частности, когнитивного и речевого развития у детей, родившихся на малых сроках беременности (менее 28 нед), в период 24–48 мес жизни. При ретроспективном анализе, проведенном у 50 детей в возрасте 5–7 лет, показано, что у 42 (84 %) из них когнитивное и речевое развитие было значительно замедлено в возрасте 24–36 мес жизни, но в последующем отмечался «скачок» в развитии, позволивший им сравняться с доношенными сверстниками к этому возрасту, с сохранением особенностей поведения, не нарушающих их социальную интеграцию. Обсуждается вопрос о несоответствии условных нормативов развития скорригированному возрасту и необходимости разработки новых подходов к оценке развития и прогноза у детей этой группы. На малой выборке показано, что дети с «задержкой когнитивного развития», но в дальнейшем демонстрирующие благоприятный исход, не имели геномных нарушений и соответственно не нуждаются во включении в диагностический поиск методов оценки генома. В алгоритме показаний кроме нарушения когнитивного развития в возрасте старше 3 лет должны быть дополнительные маркеры, такие как пороки развития, неблагоприятное течение специфических заболеваний, связанных с недоношенностью (ретинопатия, бронхолегочная дисплазия, несоответствие предполагаемой причине тяжести неврологического дефекта).

Об авторах

Е. С. Кешишян
ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии им. академика Ю. Е. Вельтищева» (Институт Вельтищева) ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России
Россия

Елена Соломоновна Кешишян, д. м. н., проф., рук. отдела

отдел неонатологии и патологии детей раннего возраста

125412

ул. Талдомская, д. 2

Москва



Е. С. Сахарова
ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии им. академика Ю. Е. Вельтищева» (Институт Вельтищева) ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России
Россия

Елена Станиславовна Сахарова, д. м. н., вед. науч. сотр.

отдел неонатологии и патологии детей раннего возраста

125412

ул. Талдомская, д. 2

Москва



Список литературы

1. Володин Н.Н., Кешишян Е.С., Панкратьева Л.Л., Мостовой А.В., Овсянников Д.Ю., Карпова А.Л., и др. Стратегия отечественной неонатологии: вызовы настоящего и взгляд в будущее. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского 2022; 101(1): 8–21.

2. Кешишян Е.С., Беляева И.А., Петрова А.С., Федорова Л.А., Ледяйкина Л.В., Малютина Л.В. и др. Формирование системы динамического наблюдения за детьми, рожденными раньше срока, как важная стратегия по снижению инвалидности и улучшения качества их жизни. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского 2023; 102 (1): 12–17.

3. Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Алямовская Г.А. Современные формы организации лечебно-профилактической помощи детям, родившимся недоношенными, в Российской Федерации. Российский вестник перинатологии и педиатрии 2017; 62(5): 6–15. DOI: 10.21508/1027–4065–2017–62–5–6–15

4. Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Алямовская Г.А. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста в практике педиатра. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020; 104.

5. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С. Принципы организации помощи недоношенным детям в постнеонатальном периоде. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2014; 59(1): 40–45.

6. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С., Алямовская Г.А., Зиборова М.И. Организация отделений последующего наблюдения в постнеонатальном периоде детей, родившихся недоношенными. Российский вестник перинатологии и педиатрии 2016; 61(1): 80–89. DOI: 10.21508/1027–4065–2016–61–1–80–89

7. O’Nions E., Wolke D., Johnson S., Kennedy E. Preterm birth: Educational and mental health outcomes. Clin Child Psychol Psychiatry 2021; 26(3): 750–759. DOI: 10.1177/13591045211006754

8. Happé F., Frith U. Annual research review: Towards a developmental neuroscience of atypical social cognition. J Child Psychol Psychiatry 2014; 55(6): 553–557. DOI: 10.1111/JCPP.12162

9. Кешишян Е.С., Зиборова М.И., Сахарова Е.С. Недоношенный ребенок и оценка его возможностей для школьного обучения к 7-летнему возрасту (роль междисциплинарного подхода). Российский вестник перинатологии и педиатрии 2022; 67(6): 7–13. DOI: 10.21508/1027–4065–2022–67–6–7–13

10. Nosarti C., Murray R.M., Hack M. Neurodevelopmental outcomes of preterm birth from childhood to adult life. Cambridge Univercity Press, 2010; 277.

11. Alterman N., Johnson S., Carson C., Petrou S., Rivero-Arias O., Kurinczuk J.J. et al. Gestational age at birth and child special educational needs: a UK representative birth cohort study. Arch Dis Child 2021; 106(9): 842–848. DOI: 10.1136/ARCHDISCHILD-2020–320213

12. Lowe J.R., Fuller J.F., Do B.T., Vohr B.R., Das A., Hintz S.R. et al. Behavioral problems are associated with cognitive and language scores in toddlers born extremely preterm. Early Hum Dev 2019; 128: 48–54. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2018.11.007

13. Allotey J., Zamora J., Cheong-See F., Kalidindi M., Arroyo-Manzano D., Asztalos E. et al. Cognitive, motor, behavioural and academic performances of children born preterm: A metaanalysis and systematic review involving 64 061 children. BJOG 2018; 125(1): 16–25. DOI: 10.1111/1471–0528.14832

14. Brydges C.R., French N., Landes J.K., Reid C.L., Campbell C., Anderson M. Cognitive outcomes in children and adolescents born very preterm: A meta-analysis. Dev Med Child Neurol 2018; 60(5): 452–468. DOI: 10.1111/DMCN.13685

15. Švandová L., Ptáček R., Vnuková M., Ptáčková H., Anders M., Bob P. et al. Cognitive and Socioemotional Development at 5 and 9 Years of Age of Children Born with Very Low Birth Weight and Extremely Low Birth Weight in the Czech Republic. Med Sci Monit 2022; 28: e935784. DOI: 10.12659/MSM.935784

16. Kloosterman W.P., Hochstenbach R. Deciphering the pathogenic consequences of chromosomal aberrations in human genetic disease. Mol Cytogenet 2014; 7(100): 5.

17. Кешишян Е.С., Алямовская Г.А., Сахарова Е.С., Ворсанова С.Г., Демидова И.А., Куринная О.С. и др. Алгоритм диагностического поиска при нарушении формирования познавательных функций у детей, родившихся недоношенными. Российский вестник перинатологии и педиатрии 2019; 64(6): 39–44. DOI: 10.21508/1027–4065–2019–64–6–39–44

18. Karmiloff-Smith A., D’Souza D., Dekker T.M., Van Herwegen J., Xu F., Rodic M., Ansari D. Genetic and environmental vulnerabilities in children with neurodevelopmental disorders. Proc Natl Acad Sci USA 2012; 109 (Suppl 2): 17261–17265. DOI: 10.1073/PNAS.1121087109


Рецензия

Для цитирования:


Кешишян Е.С., Сахарова Е.С. Особенности когнитивного и социокоммуникативного развития детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в возрасте 24–36 мес жизни. Темпы развития или патология? Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2023;68(4):39-45. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2023-68-4-39-XX

For citation:


Keshishian E.S., Sakharova E.S. Cognitive development and social communication of premature low and extremely low weight at birth at age 24–36 month of life. Is it normal or pathology? Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2023;68(4):39-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2023-68-4-39-XX

Просмотров: 327


ISSN 1027-4065 (Print)
ISSN 2500-2228 (Online)