Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на сон детей раннего возраста
https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-2-92-100
Аннотация
Цель исследования. Анализ взаимосвязи отдельных компонентов детско-родительского эмоционального взаимодействия матерей с первым ребенком раннего возраста с их отношением к реализации родительских задач, связанных со сном ребенка.
Предмет предпринятого нами исследования – особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия матерей с первым ребенком раннего возраста в контексте организации сна ребенка родителями.
Материал и методы. Комплексный опросник выявления нарушений сна у детей грудного и раннего возраста Е.С. Тарасенко (сокращенный вариант); опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой.
Результаты. Прослеживается взаимосвязь показателя высокой чувствительности к сигналам ребенка и повышенной тревожностью матери. Матери, имеющие низкие показатели по шкале «Преобладающий эмоциональный фон» чаще, чем остальные (87%), имели жалобы по поводу сна их детей. Проблемы с организацией сна ребенка имели матери с низкими или средними показателями по шкале «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия».
Заключение. Детско-родительское взаимодействие является важной частью отношений между членами семьи, при этом они носят характер непрерывности, пролонгированности и зависимости от состояния (как физиологического, так и эмоционального) каждого из субъектов данного взаимодействия (в данном случае, матери и ребенка), а само это состояние (в частности, его физические и психологические показатели) напрямую зависят от достаточности и качества сна.
Область применения. Эмоциональное состояние матери и степень включенности могут существенно помочь родителям в организации сна всей семьи при условии дозированного влияния родителя на организацию сна ребенка. Результаты исследования будут полезны специалистам, работающим с семьями и детьми: врачам (педиатрами, неврологами и сомнологами), психологами и консультантами по детскому сну.
Об авторах
Е. А. КорабельниковаРоссия
Корабельникова Елена Александровна – д.м.н., проф. кафедры нервных болезней Института профессионального образования Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова
119991 Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
Я. М. Акинкина
Россия
Акинкина Яна Михайловна – аспирант кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой Московского государственного психолого-педагогического университета
127051 Москва, ул. Сретенка, д. 29
Список литературы
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005; 320. [Karabanova O.A. Psychology of family relationship and basics of family consulting. Moscow: Gardariki, 2005; 320. (In Russ.)]
2. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015; 3: 1–11. [Polivanova K.N. Modern parenthood as a subject of research [Internet resourse]. Psychological science and education PSYEDU.ru. 2015; 7(3): 1–11. (in Russ.)] URL: psyedu.ru/journal/2015/3/Polivanova.phtml. Cсылка активна на 25.03.2020
3. Васильева Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений. Нижний Новгород, 2015. [Vasil’eva E.N. Role structure of child-parental interaction. Nizhnii Novgorod, 2015. (in Russ.)] URL: publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/33me4wss65/direct/175636392. Cсылка активна на 25.03.2020
4. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2016; 8(4): 142–152. [Filippova G.G., Abdullina S.A. Forming of an inner parental position in his ontogenesis [Internet resourse]. Psychological science and education PSYEDU.ru. 2016; 8(4): 142–152. (In Russ.)] URL: psyjour-nals.ru/files/84428/psyedu_2016_n4_Filippova.pdf. Cсылка активна на 25.03.2020
5. Ланцбург М.Е. Программа работы с семьей в период ожидания ребенка и его раннего детства в условиях дошкольных образовательных учреждений. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Материалы Российской конференции. М.: Минобраз РФ, 2001; 268. [Lantsburg M.E. Practice program of working with a family in expectation of a child and his early childhood in conditions of preschool educational institution. Bringing up and development of a child in his early years. Mat. Of Russ. Conference. Moscow: Minobraz RF, 2001; 268. (In Russ.)]
6. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: Изд. МГУ, 1980; 304. [Spivakovskaya A.S. Disorder of game activity. Moscow: MGU, 1980; 304. (in Russ.)]
7. Эззо Г., Букнам Р. Как научить младенца спать всю ночь. М.: Посох, 2011; 287. [Ezzo G., Buknam R. How to teach a newborn to sleep all night long. Moscow: Posoh, 2011; 287. (In Russ.)]
8. Корабельникова Е.А. Детский сон. Зеркало развития ребенка. М.: Владос, 2009; 400. [Korabel’nikova E.A. Sleep of a child. A mirror of a child development. Moscow: Vlados, 2009; 400. (in Russ.)]
9. Эстивиль Э. Как научить ребенка спать? М.: Издательство «Э», 2017; 224. [Estivil E. How to teach a child to sleep? Moscow: Izdatel’stvo «E», 2017; 224. (In Russ.)]
10. Хогг Т., Блау М. Чего хочет ваш малыш? Учимся понимать новорожденного, когда он плачет. М.: Альпина Паблишер, 2020; 482. [Hogg T., Blau M. What does your baby want? Learning to understand a newborn while crying. Moscow: Alpina Publisher, 2020; 482. (In Russ.)]
11. Карп Х. Детский сон. Простые решения для родителей. M.: Альпина-нон-фикшн, 2016; 452. [Karp H. Sleep of a child. Easy decisions for parents. Moscow: Alpina non-fiction, 2016; 452. (In Russ.)]
12. Пэнтли Э. Как уложить ребенка спать без слез. М.: Попурри, 2014; 240. [Pantley E. How to put a child into bed without tears. Moscow: Potpourri, 2014; 240. (In Russ.)]
13. Вайсблут М. Здоровый сон – счастливый ребенок. M: Альпина-нон-фикшн, 2018; 613. [Vaisblut M. Healthy sleep equeals a healthy child. Moscow: Alpina non-fiction, 2018; 613. (in Russ.)]
14. Фербер Р. Сон ребенка. Решение всех проблем. М.: Альпина нон-фикшн, 2016; 494 [Ferber R. Sleepofachild. Ade- cisionofallproblems. Alpina non-fiction, 2016; 494 (in Russ.)]
15. МакКенна Дж. Совместный сон с ребенком. Руководство для родителей. М.: Ресурс, 2012; 144. [MacCenna J. Co-sleep with a child. A guide for parents. Moscow: Resurse, 2012; 144. (In Russ.)]
16. Детский центр сна и развития BABYSLEEP. [Centre of Baby Sleep and Development (In Russ.)] URL: baby-sleep.ru/articles/86-skolko-dolzhenq-spat-rebenok. Cсылка активна на 25.03.2020
17. Asp K. Are You a Sleep-Deprived Mom? Symptoms, Effects and Tips for Sleep Deprivation. CRT, RPSGT. 2020. URL: sleepresolutions.com/blog/sleep-deprived-mom-symptoms-effects-tips-for-sleep-deprivation-sleep-deprived-dad. Cсылка активна на 25.03.2020
Рецензия
Для цитирования:
Корабельникова Е.А., Акинкина Я.М. Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на сон детей раннего возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66(2):92-100. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-2-92-100
For citation:
Korabelnikova E.A., Akinkina Ya.M. Influence of child-parent emotional interaction on the sleeping of young children. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2021;66(2):92-100. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-2-92-100