Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике
Аннотация
Популяционная частота задержек нервно-психического развития у детей раннего возраста оценивается примерно в 10%, общей интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) — в 1—3%. Задержка развития определяется как существенное отставание по сравнению с нормативными показателями в любой из основных сфер: двигательной, коммуникативной, когнитивной, адаптивно-поведенческой, социально-эмоциональной. Общая (глобальная) задержка развития характеризуется значительным отставанием по двум или более сферам. Применение современных диагностических методов, в частности шкал Бейли или Гриффите, позволяет давать объективную количественную оценку как общего развития ребенка, так и показателей по отдельных сферам. На этапе предварительного обследования целесообразно проводить Денверский скрининговый тест уровня развития, который может использоваться непосредственно в кабинете врача. Причинами общей задержки развития/интеллектуальной недостаточности у детей могут быть: перинатальная патология ЦНС; пороки развития мозга; внутриутробные инфекции; внутриутробные интоксикации; психоневрологические заболевания с ранним началом (нейроинфекции, травмы ЦНС, эпилепсии, расстройства аутистического спектра и др.); врожденный гипотиреоз; генетические заболевания. Среди всех генетических причин общей задержки развития/интеллектуальной недостаточности 25—30% составляют хромосомные аномалии, 10% — моногенные болезни (болезни обмена веществ, нейроэктодермальные синдромы, заболевания с преимущественным поражением серого или белого вещества головного мозга). Рассматриваются диагностические возможности современных генетических методов.
Об авторе
Н. Н. ЗаваденкоРоссия
д.м.н., проф., зав. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики пе-
диатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова 117997 Москва, ул. Островитянова, д. 1
Список литературы
1. Новиков П.В. Семиотика наследственных болезней у детей (симптом—синдром—болезнь). М: Триада-Х 2009; 430. (Novikov P.V. Semiotics of hereditary diseases in children (symptom—syndrome—disease). M: Triada-X2009; 430).
2. Скоромец А.П., Крюкова И.А., Семичова И.Л. и др. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции. Лечащий врач 2011; 5: 53—57. (Skorometz A.P., Kryukova LA., Semichova I.L. et al. Delays in mental development in children. Lechashiy Vrach2011; 5: 53—57.)
3. Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development. Third edition. San Antonio, TX: Harcourt Assessment, 2006.
4. Luiz D.M., Barnard A., Knoesen N, Kotras N. The Griffiths Mental Development Scales Extended Revised (GMDS-ER): Technical Manual. Amersham, UK: ARICD 2004.
5. Luiz D., Barnard A., Knoesen N. et al. Griffiths Mental Development Scales — Extended Revised. Two to Eight Years. Administration Manual. Oxford: Hogrefe 2006. Pina-Garz,a E.J. Fenichel's clinical pediatric neurology: a signs and symptoms approach. 7th ed. London: Elsevier Saun-ders, 2013; 396.
6. Пальчик А.Б. Лекции по неврологии развития. М: МЕД-пресс-информ 2013; 370. (Palchik A.B. Lectures on Developmental Neurology. M: MEDpress-inform2013; 370)
7. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В. Оценка показателей развития у детей с дисфазией (алалией) и комплексная коррекция их нарушений. Доктор.ру/Неврология Психиатрия 2014; 6: 94: 12-16. (Zavadenko N.N., Kozlova E.V. Assessment of the developmental features in children with dysphasia (alalia) and multimodal correction of their abnormalities. Doctor.ru/NevrologiyaPsikhiatriya2014; 6: 94: 12—16.)
8. Alpern G.D. Developmental Profile 3, DP-3 Manual. Western Psychological Services, Los Angeles 2009; 195.
9. Michelson D.J., Shevell M.I., Sherr E.H. et al: Evidence report: Genetic and metabolic testing on children with global developmental delay. Report of the Quality Standards Subcommittee of the American Academy and the Practice Committee of the Child Neurology Society. Neurology 2011; 77: 1629-1635.
10. Moeschler J.B., Shevell M. Committee on Genetics. Comprehensive evaluation of the child with intellectual disability or global and developmental delays. Pediatrics 2014; 134: 3: 903-918.
11. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM-V). American Psychiatric Association. Washington 2013; 947.
12. МКБ-10 — Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Ст-Петербург: ВОЗ 1994; 208. (ICD-10 -The International Classification of Diseases. The Classification of Mental and Behavioral Disorders. Research and Diagnostic Criteria. St-Petersbeurg: WHO 1994; 208).
13. Wechsler D. The Wechsler intelligence scale for children. Fourth edition. London: Pearson Assessment 2004.
14. Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста. Ст-Петербург: Наука и Техника 2013; 416. (Makarov I.V. Clinical Psychiatry of Childhood and Adolescence. St-Petersburg: Nauka I Tekhnika 2013; 416.)
15. Вроно М.Ш. Задержки психического развития. В кн.: Руководство по психиатрии. Под ред. А.В. Снежневско-го. М: Медицина 1983; 2: 442-508. (Vrono M.Sh. Delays in mental development. In: Handbook on Psychiatry. Ed. A.V. Snezhnevskiy. M: Meditsina 1983; 2: 442-508.)
16. Ковалев В.В., Кириченко Е.И. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития. В кн.: Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М: Медицина 1979; 519—546. (Kovalev V.V., Kirichenko E.I. Borderline forms of intellectual incompetency. In: Psychiatry of Childhood. Handbook for Physicians. M: Meditsina 1979; 519-546.)
17. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра. Научно-практическое руководство. М: Авторская Академия 2013; 264. (Simashkova N.V. Autism spectrum disorders. Scientific-practical guide. Moscow: Avtorskaya Academia 2013; 264.)
18. Panayiotopoulos C.P. A Clinical Guide to Epileptic Syndromes and their Treatment. London: Springer-Verlag 2010; 578.
19. Chez G., Chang M., Krasne V. et al. Frequency of epilepti-form EEG abnormalities in a sequential screening of autistic patients with no known clinical epilepsy from 1996 to 2005. Epilepsy Behav 2006; 8: 267-271.
20. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Щедеркина И.О. и др. Нарушения развития речи и эпилептиформная активность на ЭЭЕ у детей. Журн неврол и психиат 2014; 114: 4: 2: 11-17. (Zavadenko N.N., Kozlova E.V., Shchederkina I.O. et al. Developmental dysphasia and epileptiform EEG activity in children. ZhurnNevroliPsychiat2014; 114: 4: 2: 11-17.)"
21. Tuchman R.F., Rapin I., Shinnar S. Autistic and dysphasic children II: Epilepsy. Pediatrics 1991; 88: 1219-1225.
22. PicardA., Cheliout-Heraut F., Bouskraoui M. et al. Sleep EEG and developmental dysphasia. Dev Med Child Neurol 1998; 40: 595-599.
23. Neuschlova L., Sterbova K, Zackova J., Komarek V. Epileptiform activity in children with developmental dysphasia: quantification of discharges in overnight sleep video-EEG. Epileptic Disord 2007; 9: 1: 28-35.
24. Doose H. EEG in Childhood Epilepsy. Initial Presentation and Long-term Folow-up. London: John Libby Eurotext, 2003; 413.
Рецензия
Для цитирования:
Заваденко Н.Н. Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2015;60(5):6-13.
For citation:
Zavadenko N.N. Delays in early neuropsychic development: Approaches to diagnosis. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2015;60(5):6-13. (In Russ.)