

Интерактивный метод обучения врачей диагностике наследственных рахитоподобных заболеваний
https://doi.org/10.21508/1027-4065-2025-70-3-100-105
Аннотация
В статье представлены возможности виртуальной диагностики заболевания у ребенка с болями в костях при ходьбе и признаками рахита. Цель данной работы — демонстрация применения кейс-метода для обучения диагностике орфанных заболеваний на конкретном примере. Авторами разработано веб-приложение, позволяющее проверить правильность действий обучающегося врача на каждом шаге виртуальной диагностики. Врач должен проанализировать предоставленную информацию о пациенте, определить план дальнейшего обследования, «направить» пациента на консультации к специалистам и выбрать, с какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику. В процессе виртуальной диагностики предусмотрены вопросы, которые позволяют оценить правильность выбора действий, объяснить, в чем ошибка при неверном решении в той или иной ситуации. В результате прохождения кейса вычисляется и выводится на экран интегральная оценка — сумма баллов за правильные ответы. Возможность повысить эту оценку мотивирует врача к повторному прохождению виртуальной диагностики, а главное помогает закрепить знания, необходимые для правильной диагностики. Предусмотрен также обучающий материал: видеопрезентации по различным аспектам выявленного заболевания, а также анимационный ролик по патогенетическим механизмам заболевания. Блок контроля знаний включает вопросы по обучающему материалу, а также графические тесты на размещение информационных блоков, ранжирование и соответствие. Интерактивный клинический случай может быть использован в процессе обучения студентов медицинских вузов и клинических ординаторов в качестве дополнительного инструментального средства, а также для повышения квалификации педиатров, нефрологов, эндокринологов и врачей других специальностей, которые в своей практике могут встретиться с данной патологией. Разработанный Интернет-ресурс размещен на Образовательном портале Института Вельтищева https://edu.pedklin.ru.
Об авторах
А. Н. ПутинцевРоссия
Путинцев Александр Николаевич — к.т.н., ведущий научный сотрудник отдела информационных технологий и мониторинга
125412 Москва, ул.Талдомская, д. 2
С. В. Папиж
Россия
Папиж Светлана Валентиновна — к.м.н., ведущий научный сотрудник отдела наследственных и приобретенных болезней почек имени профессора М.С. Игнатовой
125412 Москва, ул.Талдомская, д. 2
Д. А. Никольский
Россия
Никольский Дмитрий Анатольевич — ведущий инженер-программист
125412 Москва, ул.Талдомская, д. 2
К. Я. Гусев
Россия
Гусев Кирилл Яковлевич — инженер-программист
125412 Москва, ул.Талдомская, д. 2
Список литературы
1. Новиков П.В. Рахит и наследственные рахитоподобные заболевания у детей. Москва; Триада-Х, 2006; 336
2. Прошлякова Т.Ю., Короткая Т.С., Кузнецова С.Ю. Сравнительная характеристика рахитоподобных заболеваний. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018; 63 (3): 19–25. DOI: 10.21508/1027-4065-2018-63-3-19-25
3. Crowe S., Cresswell K., Robertson A., Huby G., Avery A., Sheikh A. The case study approach. BMC Med Res Methodol. 2011; 11: 100. DOI: 10.1186/1471-2288-11-100
4. Путинцев А.Н., Воинова В.Ю., Горчханова З.К. Виртуальная диагностика в педиатрии: интерактивный клинический случай сочетания двух наследственных заболеваний. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2022; 67 (5): 103–108. DOI: 10.21508/1027-4065-2022-67-5-103-108
5. Путинцев А.Н., Воинова В.Ю., Дживанширян Г.В. Виртуальная диагностика редких болезней: интерактивный клинический случай детской формы гипофосфатазии. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2021, 9: 26–31. DOI: 10.17513/mjpfi.13268
6. Международный медицинский портал Univadis. Онлайн обучение http://www.univadis.ru/e-learning#?f1=-1 / Ссылка активна на 15.04.2025
7. Interactive cases. University of Minnesota Medical School https://med.umn.edu/dom/education/global-medicine/courses-certificates/online/interactive-cases / Ссылка активна на 15.04.2025
8. Interactive Medical Case: The New England Journal of Medicine. http://www.nejm. / Ссылка активна на 15.04.2025
9. Медицинский образовательный портал Академии инновационного образования https://rumedo.ru / Ссылка активна на 15.04.2025
10. Платформа симуляционного обучения «Общемировая электронная база сценариев клинических случаев» [Simulation training platform “Worldwide electronic database of clinical case scenarios” (in Russ.)] https://clincasequest. / Ссылка активна на 15.04.2025
11. Сайт Фонда «Круг добра». https://фондкругдобра.рф/перечни / Ссылка активна на 15.04.2025
12. Папиж С.В., Кенис В.М., Цыгин А.Н., Петросян Э.К., Боченков С.В., Лаврова А.Е. и др. Итоги совета экспертов «Современные подходы к диагностике и лечению детей с Х-сцепленным доминантным гипофосфатемическим рахитом» от 22 декабря 2023 г., г. Москва. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2024; 103 (2): 129–136. DOI: 10.24110/0031-403X-2024-103-2-129-136
13. Образовательный портал Института Вельтищева. http://edu.pedklin.ru. / Ссылка активна на 15.04.2025
14. Путинцев А.Н., Курсова Т.С., Никольский Д.А., Разживайкин А.Ю., Гусев К.Я., Морозов С.Л. и др. Виртуальная диагностика редких болезней: оценка эффективности обучения на основе обратной связи. Педиатрия. Восточная Европа. 2023; 11 (3): 327–337.
Рецензия
Для цитирования:
Путинцев А.Н., Папиж С.В., Никольский Д.А., Гусев К.Я. Интерактивный метод обучения врачей диагностике наследственных рахитоподобных заболеваний. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2025;70(3):100-105. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2025-70-3-100-105
For citation:
Putintsev A.N., Papizh S.V., Nikolskii D.A., Gusev K.Ya. Interactive method of teaching doctors to diagnose hypophosphatemia-related rickets. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2025;70(3):100-105. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2025-70-3-100-105