АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА: ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА И ЛИЧНОСТНЫХ АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ


https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-81-91

Полный текст:


Аннотация

С целью изучения особенностей адаптации детей к условиям воздействия умеренного хронического стресса обследованы 177 здоровых детей в возрасте 10–12 лет, приступивших к обучению в учреждениях разного типа. Исследовались: объем образовательной нагрузки, успеваемость, параметры вегетативного гомеостаза, личностные характеристики и стиль адаптивного поведения. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы проводилась при помощи суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления. Длительность наблюдения составила 2,5 года. Адаптация детей независимо от типа учебного учреждения сопровождалась напряжением механизмов вегетативной регуляции. Дети со сформированными адаптивными личностными ресурсами и сбалансированным состоянием вегетативной нервной системы адаптировались наиболее успешно. В начальном периоде адаптации у 25,4% детей зарегистрировано повышение артериального давления, у 3,3% артериальная гипертензия сохранилась. Спустя 24 мес от начала наблюдения у 8,5% детей была выявлена синусовая брадикардия. Независимо от типа учебного учреждения истощение адаптивных возможностей ассоциировалось с отклонениями в состоянии здоровья детей, низкой эффективностью обучения и плохой переносимостью учебных нагрузок. Личностные особенности, стили адаптивного поведения и состояние механизмов вегетативной регуляции следует учитывать при подготовке рекомендаций к обучению и организации медицинского и психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Об авторах

И. И. Пшеничникова
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ.
Россия

ассистент кафедры педиатрии.



М. А. Школьникова
ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева» ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ.
Россия

д.м.н., проф., научный руководитель.

125412 Москва, ул. Талдомская, д.2.



И. Н. Захарова
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ.
Россия

д.м.н., проф., зав. кафедрой педиатрии с курсом поликлинической педиатрии им. академика Г.Н. Сперанского.



Т. М. Творогова
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ.
Россия

к.м.н., доцент кафедры педиатрии с курсом поликлинической педиатрии им. академика Г.Н. Сперанского.

125993 Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1.



Список литературы

1. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. М: Медицинское информационное агентство 2003; 752.

2. Куташов В.А. Связь психофизиологических факторов с расстройствами вегетативной нервной системы. Вестн неврол, психиатр и нейрохир 2016; 3: 63–66.

3. von Känel R. Psychosocial stress and cardiovascular risk: current opinion. Swiss Med Wkly 2012; 142: w13502. DOI: 10.4414/smw.2012.13502

4. WHO. Noncommunicable diseases http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs355/ru/ Ссылка активна на 29.06.2018.

5. Herrmann-Lingen C. Interdisciplinary training course Psycho cardiology in primary care. Psychotherapie, Psychosomatik, medizinische Psychologie 2011; 61: (11): 489. DOI: 10.1055/s-0031-1276933

6. Weiss J. Psychocardiology: one heart and one soul. Deutsche medizinische Wochenschrift (1946) 2010; 135(3): p2–p2. DOI: 10.1055/s-0030-1247666

7. Franks P.W., Hanson R.L., Knowler W.C., Sievers M.L., Bennett P.H., Looker H.C. Childhood obesity, other cardiovascular risk factors, and premature death. New England J Med 2010; 362(6): 485–493. DOI: 10.1056/NEJMoa0904130

8. Школьникова М.А., Миклашевич И.М., Калинин Л.А. Нормативные параметры ЭКГ у детей и подростков. М 2010; 232

9. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М: Медицина 1987; 1: 448.

10. Бабунц И.В., Мириджанян Э.М., Машаех Ю.А. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма. Ставрополь: Принтмастер 2002; 112: 71–97.

11. Осокина Г.Г. Новый подход к оценке вегетативной нервной системы здоровых детей. Современные методы диагностики в педиатрии. Сборник научных трудов. М 1985; 94–98.

12. Лухменева Е.П. Военно-спортивная подготовка как средство формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 2011; 77(7): 110–113.

13. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение. Вестник Оренбургского государственного университета 2011; 11: 130.

14. Агаджанян Н.А., Федоров Ю.И., Шеховцов В.П., Макарова И.И. Состояние кардиореспираторной системы и психологического статуса подростков суворовского училища в период адаптации к новым социально-средовым условиям. Экология человека 2004; 4: 16–19.

15. Зерщикова Т.А. Особенности адаптации первокурсников педагогического факультета. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2013; 10(2): 254–257.

16. Хакунова М.М., Ахтаов Р.А., Цеева Н.А. Экспресс-диагностика функционального состояния систем организма воспитанников школы-интерната. Вестник Адыгейского государственного университета. Естественно-математические и технические науки 2016; 3(186): 78–86.

17. Кушнир С.М., Стручкова И.В., Макарова И.И., Антонова Л.К. Состояние вегетативной регуляции сердечного ритма у здоровых детей в различные периоды детства. Научные ведомости Белгородского государственного университета 2012; 18: 3(122): 161–165.

18. Тимофеева Е.П., Рябиченко Т.И., Скосырева Г.А., Карцева Т.В. Состояние вегетативной нервной системы у подростков 15-17 лет. Рос вестн перинатол и педиатр 2016; 61(4): 82–87. DOI:10.21508/1027-4065-2016-61-4-82-87

19. Gerin W., Bovbjerg D., Glynn L., Davidson K., Sanders M., Sheffield D., Christenfeld N. Comment on “negative emotions and acute physiological responses to stress.” Ann Behav Med 2000; 21: 216–222.

20. Manuck S.B., Garland F.N. Stability of individual differences in cardiovascular reactivity: a thirteen-month follow-up. Physiol Behav 1989; 24: 621–624.

21. al’Absi M., Bongard S., Buchanan T., Pincomb G.A., Licinio J., Lovallo W.R. Cardiovascular and neuroendocrine adjustment to public-speaking and mental arithmetic stressors. Psychophysiology 1997; 34: 266–275.

22. Головин Н.Л., Гущин А.Г. Психофизиологический статус юношей и девушек с разным вегетативным тонусом. Ярославский педагогический вестник 2010; 3(3): 85–88.

23. Тарасова О.Л., Казин Э.М., Четверик О.Н., Зарченко П.Н., Арлашева Л.В., Максимова Н.В. Возрастные и типологические особенности психовегетативного статуса школьников: результаты комплексного психофизиологического мониторинга. Валеология 2015; 4: 33–40.

24. Надежкина Е.Ю. Новикова Е.И., Мужиченко М.В., Филимонова О.С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень тревожности у студентов с различными типами высшей нервной деятельности. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета 2017; 2 (62): 115–118.

25. Зайцева, О.И., Колодяжная, Т.А., Пуликов А.С., Эверт Л.С., Деревцова С.Н., Москаленко О.Л. Варианты психовегетативных взаимоотношений у здоровых школьников. Современные проблемы науки и образования 2015; 3: 53–53.

26. Гордиенко А.В., Пятибрат Е.Д., Ледовская А.А. Взаимосвязь вегетативного статуса и некоторых личностных характеристик при психосоматических расстройствах гастроэнтерологического профиля на донозологическом этапе. Вестник Российской военно-медицинской академии 2009; 2: 74–79

27. Казин Э.М., Морозова И.С., Кошко Н.Н., Шинкаренко А.С. Роль индивидуального регуляторно-адаптивного потенциала учащихся в организации процесса формирования культуры безопасного и здорового образа жизни. Валеология 2014; 3: 37–46.

28. Aлександрова Л.А., Белоногова Е.В., Казин Э.М., Кривошеина Н.П. Особенности личностного потенциала старшеклассников с различными типами вегетативной регуляции в условиях школьной адаптации. Валеология 2014; 3: 47–57.

29. Холоднюк Т.А., Казин Э.М., Литвинова Н.А., Швачунова Л.М. Психофизиологическое сопровождение на этапе предпрофильного обучения. Валеология 2009; 1: 59–64.

30. Литвинова Н. А. Казин Э.М., Лурье С.Б., Булатова О.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности. Вестник Кемеровского государственного университета 2011; 1(45): 141–147.

31. Julius S., Jamerson K., Mejia A., Krause L., Schork N., Jones K. The association of borderline hypertension with target organ changes and higher coronary risk: Tecumseh Blood Pressure Study. Jama 1990; 264: 3:354–358.

32. Hering D., Kara T., Kucharska W., Somers V. K., Narkiewicz K. Longitudinal tracking of muscle sympathetic nerve activity and its relationship with blood pressure in subjects with prehypertension. Blood pressure 2016; 25:3: 184–192. DOI:10.3109/08037051.2015.1121708

33. Кузьмина С.В., Мутафьян О.А., Ларионова В.И. Полиморфизм генов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы и особенности состояния вегетативной нервной системы у детей и подростков с артериальной гипертензией. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского 2011; 90(5): 58–62.

34. Treiber F.A., Kamarck T., Schneiderman N., Sheffield D., Kapuku G., Taylor T. Cardiovascular reactivity and development of preclinical and clinical disease state. Psychosomatic medicine 2003; 65: 1: 46–62.

35. Полякова Е.Б., Школьникова М.А., Калинин Л.А. Механизмы формирования, классификация, клиническое течение и прогноз «идиопатических» нарушений функции синусового узла в детском возрасте. Вестн аритмол 2008; 52: 5–13.

36. Чернышова Т.В., Капущак О.В., Калинин Л.А., Березницкая В.В., Школьникова М.А., Школенко Т.М. Критерии оценки и прогноз критической синусовой брадикардии у детей без органического поражения сердца. Вестн арит-мол 2002; 30: 22–30.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пшеничникова И.И., Школьникова М.А., Захарова И.Н., Творогова Т.М. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА: ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА И ЛИЧНОСТНЫХ АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018;63(5):81-91. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-81-91

For citation: Pshenichnikova I.I., Shkolnikova M.A., Zaharova I.N., Tvorogova T.M. ADAPTATION OF CHILDREN TO STUDYING IN VARIOUS INSTITUTIONS: THE INFLUENCE OF VEGETATIVE HOMEOSTASIS AND PERSONAL ADAPTIVE RESOURCES. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2018;63(5):81-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-81-91

Просмотров: 92

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-4065 (Print)
ISSN 2500-2228 (Online)