Preview

Российский вестник перинатологии и педиатрии

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Недоношенный ребенок и оценка его возможностей для школьного обучения к 7-летнему возрасту (роль междисциплинарного подхода)

https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-6-7-13

Аннотация

В  последние десятилетия  наблюдается  отчетливый  рост  числа  детей,  рожденных  глубоко  и экстремально  недоношенными без структурных органических поражений нервной системы. Всестороннее исследование и клинические наблюдения за этими  детьми  выявляют их  отличия от доношенных  сверстников, наиболее очевидные  к началу  школьного  обучения. В данной статье мы рассматриваем особенности когнитивной сферы, поведения и социализации этих детей, уделяя внимание ключевым биосоциальным факторам их развития, таким как долгосрочное влияние раннего неонатального периода на формирование мозговых структур и связей и «переустановку» нейрогуморальной системы, роль геномного полиморфизма, особую значимость благоприятного окружения для эмоционального благополучия и успеха этих детей среди сверстников. Знание и понимание специфики развития глубоконедоношенных детей, характерных рисков нарушения поведения и социальной дезадаптации представляет большую практическую значимость для междисциплинарной организации пролонгированного сопровождения этих детей в виде соответствующих медико-психолого-педагогических программ.

Об авторах

Е. С. Кешишян
ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии им. академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Россия
Кешишян Елена Соломоновна - д.м.н., проф., рук. отдела неонатологии и патологии детей раннего возраста

Москва



М. И. Зиборова
ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии им. академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Россия

Зиборова Мария Игоревна - науч. сотр. отдела неонатологии и патологии детей раннего возраста

Москва



Е. С. Сахарова
ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии им. академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Россия

Сахарова Елена Станиславовна - д.м.н., вед. науч. сотр. отдела неонатологии и патологии детей раннего возраста

125412 Москва, ул. Талдомская, д. 2



Список литературы

1. Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Алямовская Г.А. Современные формы организации лечебно-профилактической помощи детям, родившимся недоношенными, в Российской Федерации. Российский вестник перинатологии и педиатрии 2017; 62(5): 6–15.

2. Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Алямовская Г.А. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста в практике педиатра. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020; 104

3. Ziborova M., Keshishyan E., Sakharova E. et al. Delayed neurodevelopmental outcomes in pre-/early schoolaged VPT/VLBW children. Is there a need for modification of VPT/VLBW children follow-up in pre-/early schoolage? XXIV European congress in Perinatal Medicine. Florence, 4.06–7.06, 2014; https:// www.eiseverywhere.com/file_uploads/b2c17f3fab4b6da3c0bbf-9097b72c1cc_ECPM14-WEB-FinalProgram_def.pdf

4. O’Nions E., Wolke D., Johnson S., Kennedy E. Preterm birth: Educational and mental health outcomes. Clin Child Psychol Psychiatry 2021; 26(3): 750–759. DOI: 10.1177/13591045211006754

5. Brummelte S., Chau C.M., Cepeda I.L., Degenhardt A., Weinberg J., Synnes A.R., Grunau R.E. Cortisol levels in former preterm children at school age are predicted by neonatal procedural pain-related stress. Psychoneuroendocrinology 2015; 51: 151–163. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2014.09.018

6. Volpe J.J. Brain injury in premature infants: a complex amalgam of destructive and developmental disturbances. Lancet Neurol 2009; 8(1): 110–124. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2707149/

7. Volpe J.J. Dysmaturation of Premature Brain: Importance, Cellular Mechanisms, and Potential Interventions. Pediatr Neurol 2019; 95: 42–66. DOI: 10.1016/S1474–4422(08)70294–1

8. Hedderich D.M., Bäuml J. G., Menegaux A., Avram M., Daamen M., Zimmer C. et al. An analysis of MRI derived cortical complexity in prematureborn adults: Regional patterns, risk factors, and potential significance. NeuroImage 2020; 208: 116438. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2019.116438

9. El-Metwally D.E., Medina A.E. The potential effects of NICU environment and multisensory stimulation in prematurity. Pediatr Res 2020; 88(2): 161–162. DOI: 10.1038/s41390–019–0738–4

10. Wickremasinghe A.C., Rogers E.E., Johnson B.C., Shen A., Barkovich A.J., Marco E.J. Children born prematurely have atypical sensory profiles. J Perinatol 2013; 33(8): 631–635. DOI: 10.1038/jp.2013.12

11. Duerden E.G., Mclean M.A., Chau C., Guo T., Mackay M., Chau V. et al. Neonatal pain, thalamic development and sensory processing behaviour in children born very preterm. Early Hum Dev 2022; 170: 105617. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2022.10561

12. Lowe J.R., Fuller J.F., Do B.T., Vohr B.R., Das A., Hintz S.R. et al. Behavioral problems are associated with cognitive and language scores in toddlers born extremely preterm. Early Hum Dev 2019; 128: 48–54. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2018.11.007

13. Chau C.M., Cepeda I.L., Devlin A.M., Weinberg J., Grunau R.E. The Val66Met brain-derived neurotrophic factor gene variant interacts with early pain exposure to predict cortisoldysregulation in 7-year-old children born very preterm: Implications for cognition. Neuroscience 2017; 342: 188–199. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2015.08.044

14. Allotey J., Zamora J., Cheong-See F., Kalidindi M., Arroyo-Manzano D., Asztalos E. et al. Cognitive, motor, behavioural and academic performances of children born preterm: A metaanalysis and systematic review involving 64 061 children. BJOG 2018; 125(1): 16–25. DOI: 10.1111/1471–0528.14832

15. Eves R., von Mühlenen A., Mendonça M., Johnson S., O’Reilly H., Bartmann P. et al. The role of executive and general cognitive functioning in the attention problems of very and extremely preterm adults. J Dev Behav Pediatr 2020; 41(6): 461–469. DOI: 10.1097/DBP.0000000000000806

16. Twilhaar E.S., Wade R.M., de Kieviet J.F., van Goudoever J.B., van Elburg R.M., Oosterlaan J. Cognitive outcomes of children born extremely or very preterm since the 1990s and associated risk factors. JAMA Pediatrics 2018; 172(4): 361–367. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2017.5323

17. Alterman N., Johnson S., Carson C., Petrou S., Rivero-Arias O., Kurinczuk J.J. et al. Gestational age at birth and child special educational needs: a UK representative birth cohort study. Arch Dis Child 2021; 106(9): 842–848. DOI: 10.1136/archdischild-2020–320213

18. MacKay D.F., Smith G.C., Dobbie R., Pell J.P. Gestational age at delivery and special educational need: retrospective cohort study of 407,503 schoolchildren. PLoS Med 2010; 7(6): e1000289. DOI: 10.1371/journal.pmed.1000289

19. Brydges C.R., French N., Landes J.K., Reid C.L., Campbell C., Anderson M. Cognitive outcomes in children and adolescents born very preterm: A meta-analysis. Dev Med Child Neurol 2018; 60(5): 452–468. DOI: 10.1111/dmcn.13685

20. Breeman L.D., Jaekel J., Baumann N., Bartmann P., Wolke D. Preterm cognitive function into adulthood. Pediatrics 2015; 136(3): 415–423. DOI: 10.1542/peds.2015–0608

21. Švandová L., Ptáček R., Vnuková M., Ptáčková H., Anders M., Bob P. et al. Cognitive and Socioemotional Development at 5 and 9 Years of Age of Children Born with Very Low Birth Weight and Extremely Low Birth Weight in the Czech Republic. Med Sci Monit 2022; 28: e935784. DOI: 10.12659/MSM.935784

22. Kerr-Wilson C.O., Mackay D.F., Smith G.C., Pell J.P. Meta-analysis of the association between preterm delivery and intelligence. J Public Health (Oxf) 2012; 34(2): 209–216. DOI: 10.1093/pubmed/fdr024

23. Bhutta A.T., Cleves M.A., Casey P.H., Cradock M.M., Anand K.J. Cognitive and behavioral outcomes of schoolaged children who were born preterm: a meta-analysis. JAMA 2002; 288(6): 728–737. DOI: 10.1001/jama.288.6.728

24. Johnson S., Marlow N. Preterm birth and childhood psychiatric disorders. Pediatr Res 2011; 69(5Pt2): 11R-8R. DOI: 10.1203/PDR.0b013e318212faa0

25. Briggs-Gowan M.J., Carter A.S. Social-emotional screening status in early childhood predicts elementary school outcomes. Pediatrics 2008; 121(5): 957–962. DOI: 10.1542/peds.2007–1948

26. Johnson S., Hollis C., Kochhar P., Hennessy E., Wolke D., Marlow N. Psychiatric disorders in extremely preterm children: longitudinal finding at age 11 years in the EPICure study. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2010; 49(5): 453–463

27. Wolke D., Baumann N., Strauss V., Johnson S., Marlow N. Bullying of preterm children and emotional problems at school age: Crossculturally invariant effects. J Pediatr 2015; 166(6): 1417–1422. DOI: 10.1016/j.jpeds.2015.02.055

28. Happé F., Frith U. Annual research review: Towards a developmental neuroscience of atypical social cognition. J Child Psychol Psychiatry 2014; 55(6): 553–557. DOI: 10.1111/jcpp.12162

29. Karmiloff-Smith A., D’Souza D., Dekker T.M., Van Herwegen J., Xu F., Rodic M., Ansari D. Genetic and environmental vulnerabilities in children with neurodevelopmental disorders. Proc Natl Acad Sci USA 2012; 109 (Suppl 2): 17261–17265. DOI: 10.1073/pnas.1121087109

30. Vinall J., Grunau R.E. Impact of repeated procedural painrelated stress in infants born very preterm. Pediatr Res 2014; 75(5): 584–587. DOI: 10.1038/pr.2014.16


Рецензия

Для цитирования:


Кешишян Е.С., Зиборова М.И., Сахарова Е.С. Недоношенный ребенок и оценка его возможностей для школьного обучения к 7-летнему возрасту (роль междисциплинарного подхода). Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2022;67(6):7-13. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-6-7-13

For citation:


Keshishyan E.S., Ziborova M.I., Sakharova E.S. Premature children and assessment of their capability for school education by 7 years of age (the role of interdisciplinary approach. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2022;67(6):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-6-7-13

Просмотров: 521


ISSN 1027-4065 (Print)
ISSN 2500-2228 (Online)