Выбор вскармливания детей первого года жизни, проживающих в условиях военных действий
https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-2-58-63
Аннотация
Цель исследования: обоснование выбора вскармливания путем изучения состояния эмоционально-волевой функции у детей раннего возраста, родившихся и проживающих в г. Луганске и г. Донецке во время боевых действий. Проведено динамическое клиническое обследование с оценкой темпов эмоционально-волевого развития 68 детей, находившихся в зоне военного конфликта (основная группа). Из них 32 ребенка находились на естественном вскармливании – подгруппа 1а, 36 детей получали искусственное вскармливание – подгруппа 1б. Вторую (контрольную) группу составили 88 детей, проживавших вне зоны военного конфликта. Из них 47 детей находились на грудном вскармливании – подгруппа 2а, 41 ребенок – на искусственном вскармливании – подгруппа 2б. Оценку уровня эмоционально-волевого развития детей осуществляли с помощью стандартизованной клинико-психологической методики «Гном». Результаты. Показано, что развитие эмоционально-волевой функции у детей зависит от вида вскармливания и окружающей обстановки. Несмотря на стрессогенную ситуацию, грудное молоко и телесный контакт с матерью способствовали более высокому уровню эмоционально-волевого развития, чем в сравниваемой подгруппе детей (1б), но стресс войны привел к торможению эмоционально-волевой функции в сопоставлении с детьми, получавшими аналогичное вскармливание и пребывавшими в мирных условиях.
Об авторах
Т. В. ШиринаУкраина
к.м.н., до- цент кафедры педиатрии с детскими инфекциями
И. Б. Ершова
Украина
д.м.н., проф., зав. кафедрой педиатрии с детскими инфекциями
Т. А. Гончарова
Украина
к.м.н., доц. кафедры педиатрии
Ю. О. Яковенко
Украина
студентка 6 курса педиатрического факультета
Список литературы
1. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб: Речь, 2014; 160.
2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: Питер 2011; 783.
3. Бочарова Е.А. Медико–социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте Рос вестн перинатол и педиатр 2007; 52(4): 39–42.
4. Сакаева Д.Р., Хайретдинова Т.Б. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Молодой ученый 2011; 2(6): 194–198.
5. Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка. Тезисы научно-практической конференции. СПБ 1999; 238–239.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М: ТЦ Сфера 2004; 464.
7. Ломиворотов В.Н., Зельман В.Л., Караськов А.М., Постнов В.Г. Генетические аспекты защиты мозга. Сибирский медицинский журнал 2009; 3: 63–65.
8. Perlman J.M. Neurology: neonatology questions and controversies. Saunders, Elsevier 2008; 288.
Рецензия
Для цитирования:
Ширина Т.В., Ершова И.Б., Гончарова Т.А., Яковенко Ю.О. Выбор вскармливания детей первого года жизни, проживающих в условиях военных действий. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018;63(2):58-63. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-2-58-63
For citation:
Shirina T.V., Yershova I.B., Goncharova T.A., Yakovenko Yu.O. Features of development of emotional-volitional functions of children depending on the type of feeding in terms of military conflict. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2018;63(2):58-63. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-2-58-63