ПЕРЕДОВАЯ 
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Представлены результаты внутривенной трансплантации аллогенных мультипотентных мезенхимальных стромальных клеток, полученных из пуповины человека, ребенку с синдромом Криглера–Найяра I типа в течение первых 2 лет жизни. Целью терапии явилось уменьшение продолжительности фототерапии при поддержании безопасного уровня билирубина в сыворотке крови.
В представленном наблюдении фототерапия была начата ребенку в возрасте 5 сут жизни, когда уровень билирубина составил 340 мкмоль/л, и проводилась в течение 16–18 ч ежедневно в неонатальном периоде. В дальнейшем продолжительность фототерапии была уменьшена до 14–16 ч. При этом уровень билирубина варьировал от 329 до 407 мкмоль/л. В возрасте 2 мес жизни было принято решение о проведении терапии мультипотентными мезенхимальными стромальными клетками, на фоне которой отмечалось значительное снижение продолжительности фототерапии до 2 ч в день. В течение всего периода наблюдения, составляющего 2 года к моменту написания данной статьи, ребенок получил 6 введений мультипотентных мезенхимальных стромальных клеток. Положительный эффект развивался в течение 4–7 дней после введения и сохранялся в течение 2–3 мес. Во время и после трансплантации не было отмечено побочных эффектов или осложнений.
Таким образом, внутривенная трансплантация мультипотентных мезенхимальных стромальных клеток является эффективной технологией лечения синдрома Криглера–Найяра I типа, уменьшающей потребность в проведении фототерапии, значительно улучшающей качество жизни пациентов и продлевающей жизнь с нативной печенью.
Целью данной работы было определение особенностей состояния новорожденных у несовершеннолетних матерей. Обследованы дети несовершеннолетних беременных (n=483), наблюдавшихся и родивших в родильном доме №10 в 2004–2014 гг. В 1-ю группу вошли беременные в возрасте 13–15 лет (n=49); во 2-ю группу – в возрасте 16–17 лет (n=434). Группу сравнения составили 110 женщин среднего репродуктивного возраста.
Достоверных различий по антропометрическим характеристикам новорожденных между группами обнаружено не было. Показано, что у детей, родившихся у несовершеннолетних обеих возрастных групп, достоверно чаще отмечались гипотрофия новорожденного, а также воспалительные болезни, специфичные для перинатального периода (неонатальная инфекция кожных покровов, конъюнктивит). У несовершеннолетних 13–15 лет достоверно чаще рождались дети с асфиксией в родах и кефалогематомой.
С целью оценки состава лимфоцитов слизистой оболочки кишечника на фоне морфологических изменений тканей желудочно-кишечного тракта у новорожденных при сепсисе проведено исследование аутопсийного материала, полученного от 7 детей, умерших в неонатальномпериоде.Основную группу составили 4 ребенка с неонатальнымсепсисом, контрольную – 3 новорожденных, погибших от иных причин. Материалом исследования служили образцы тонкой и толстой кишки.
Результаты. Тонкая кишка: установлено, что количество лимфоцитов CD4+ слизистой оболочки тонкой кишки в группе детей, умерших от неонатального сепсиса, в 75% случаев было меньше, чем в контроле, однако это различие не было статистически значимым (р=0,1). Не выявлено различий и по числу клеток CD8+ и CD20+ в изучаемых группах. Толстая кишка: в основной группе детей количество лимфоцитов CD4+ слизистой оболочки толстой кишки было больше, чем в контроле (р=0,03). Увеличение числа клеток CD4+ зарегистрировано в 3 из 4 случаев неонатального сепсиса. Количество лимфоцитов CD8+ и CD20+ в изучаемых группах было одинаковым (р>0,05).
Заключение. Повышение количества Т-лимфоцитов CD4+ в слизистой оболочке толстой кишки, вероятно, связано с антигенной стимуляцией условно-патогенными бактериями кишечника. Морфологических признаков угнетения клеток адаптивного иммунитета, ассоциированного со слизистой оболочкой кишечника, в нашем исследовании не обнаружено.
Цель исследования. Анализ информативности клинико-биохимических маркеров для алгоритма диагностики гипоксического синдрома у детей с генетическими заболеваниями соединительной ткани.
Характеристика детей и методы. Обследованы 60 детей, из которых 50 наблюдались с синдромом Элерса–Данло и 10 – с синдромом Марфана.
Результаты. Среди симптомов гипоксического состояния у детей с дисфункцией соединительной ткани наиболее частыми были постоянная усталость, быстрая утомляемость, низкая переносимость физических нагрузок, бледность кожных покровов, мышечная гипотония, головная боль. На биохимическом уровне гипоксический синдром характеризовался признаками окислительного стресса. Отмечалось снижение рО2 , повышение рСО2 в циркулирующей крови, повышение активности анаэробного гликолиза с накоплением лактата и пирувата, снижение синтеза макроэргов (АТФ, АДФ, АМФ) и активности дыхательных ферментов митохондрий, появление в миоцитах признаков митохондриальной недостаточности в виде рваных красных волокон (RRF), конгломератов липидов, кальция, гликогена. В крови, моче и слюне отмечалось повышение содержания продуктов перекисного окисления.
Заключение. Для лечения детей оправдано периодическое применение антигипоксантов, препаратов, оказывающих детоксицирующее и иммуномодулирующее действие.
Цель исследования. Оценка эффективности применения комплекса природных терпеноидов у дошкольников с рекуррентными острыми респираторными инфекциями (ОРИ).
Материал и методы. Обследованы 7129 детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые были разделены на 3 группы. У детей основной группы (n=2400) эндоназально (нанесение в виде аппликаций ватными палочками на слизистую полости носа) применялся комплекс природных терпеноидов 2 раза в день (утром и вечером) 5 дней в неделю курсом от 1 до 3 мес. Профилактика и лечение детям из группы сравнения (n=2379) проводились препаратом диоксотетрагидрокситетрагидронафталин. Группу контроля составили дети (n=2350), которым профилактика и лечение не проводились. По завершению курса терапии детей обследовали в динамике.
Результаты. Показан позитивный клинический эффект использования комплекса природных терпеноидов, что подтверждается уменьшением числа ОРИ в течение года в 1,6 раза и продолжительности острого эпизода заболевания на 2,5 дня, а также положительным влиянием в отношении элиминации вируса Эпштейн–Барр у часто болеющих детей при применении препарата в течение 65,51±2,98 дня. Благоприятный клинический эффект отмечается на фоне уменьшения количества нейтрофилов и эозинофилов в риноцитограмме, а также смешанной флоры и кокков, что свидетельствует об уменьшении мукозального нейтрофильного воспаления и профилактике бактериальных осложнений.
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ 
ОБМЕН ОПЫТОМ 
Цель – анализ особенностей анамнеза и структуры патологии недоношенных с экстремально низкой и очень низкой массой тела, взятых под динамическое наблюдение в отделение мониторинга состояния здоровья детей группы перинатального риска. Методом сплошной выборки проанализированы карты наблюдения 95 недоношенных со сроком гестации от 24 до 36 нед.
У всех новорожденных была низкая оценка по шкале Апгар при рождении и на 5-й минуте, причем у детей с экстремально низкой массой тела ниже, чем при очень низкой массе тела. У всех детей имелись врожденные аномалии органов и систем, выраженные признаки незрелости, среди которых превалировали изменения сердечно-сосудистой системы, проходимости почечной лоханки, врожденные деформации бедра.
Из состояний, возникших в перинатальном периоде, у 50,5% пациентов диагностированы внутрижелудочковые кровоизлияния, у 89,6% из них – II–III степени; респираторный дистресс-синдром имелся у всех детей. Бронхолегочная дисплазия регистрировалась у 60% недоношенных, у 1/3 – среднетяжелая и тяжелая. У всех детей определялась анемия, у 13,7% – синдром новорожденного от матери, страдающей сахарным диабетом. Ретинопатия определялась у 1/3 недоношенных, по частоте выявления не зависела от массы при рождении. У всех детей выявлено сочетание патологии. В 100% бронхолегочная дисплазия сочеталась с синдромом дыхательных расстройств и анемией. Сочетание бронхолегочной дисплазии с внутрижелудочковыми кровоизлияниями у пациентов с экстремально низкой массой тела регистрировалось чаще, чем у детей с очень низкой массой тела.
Острые респираторные инфекции (ОРИ) – основная причина заболеваемости детей. Симптоматическая терапия недостаточно эффективна и требует дополнительного назначения лекарственных препаратов с этиотропным механизмом действия. В многоцентровом двойном слепом плацебо-контролируемом рандомизированном клиническом исследовании с дизайном superiority была изучена жидкая форма Анаферона детского.
Методы. С использованием интерактивной голосовой системы 142 ребенка от 1 мес до 3 лет 11 мес 29 дней с ОРИ верхних дыхательных путей (ВДП) были рандомизированы в группы детей, получающих Анаферон детский (71) и плацебо (71). Период лечения составил 5 дней, период наблюдения – 14 дней. Первичными критериями эффективности были средняя продолжительность и тяжесть течения респираторного заболевания.
Результаты. Все 142 пациента были рандомизированы и вошли в ITT (Intention to treat) анализ; 140 пациентов (по 70 в каждой группе) вошли в РР-анализ. Пациенты группы Анаферона детского имели лучшие результаты по длительности ОРИ по сравнению с группой плацебо (87,7±31,5 ч против 103,3±19,4 ч; p=0,007). Показана эффективность Анаферона детского по таким показателям, как тяжесть течения заболевания (ITT-анализ: p=0,0004), суммарная выраженность симптомов заболевания (ITT-анализ: ANOVA: фактор «Группа» p=0,004; фактор «День» p<0,0001), доля пациентов с выздоровлением (Log-rank тест; p=0,035). Не было различий между группами по сопутствующей терапии (ITT-анализ: ANOVA фактор «Группа·День» p=0,88), частоте развития бактериальных осложнений (p=1,0), нежелательных явлений (критерий Фишера: p=0,5321). Зарегистрировано 14 случаев нежелательных явлений (в группе Анаферона детского – 10, в группе плацебо – 4) у 11 пациентов. Клинически значимых нежелательных явлений не было. Ни одно нежелательное явление не имело определенной или вероятной связи с исследуемым препаратом.
Заключение. Анаферон детский показал свою эффективность и безопасность в лечении ОРИ у детей раннего возраста.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ 
НЕКРОЛОГ 
ТЕЗИСЫ НАУЧНЫХ ФОРУМОВ 
ISSN 2500-2228 (Online)